Кондиционеры Кривой Рог

Новые фрионы

Новые фреоны в Европе

С 2004 года Европа полностью переходит на новые озонобезопасные хладагенты. Если быть более точным, то в наступающем сезоне, европейские продавцы смогут реализовать остатки техники на R-22, завезенной в 2003 году, но не более того. Причем продажа моделей "cool only" использующих озоноразрушающие фреоны была прекращена годом ранее. Перешла на новые хладагенты и Япония. Как это отразится на российском рынке кондиционеров?

В 2003 году продажи сплит-систем на новых озонобезопасных хладагентах не превысили 5.000 штук, что составляет менее 2% от общего объема продаж. Хотя по некоторым брендам, она выше. По Daikin доля кондиционеров на R-407C и R-410А составляет около 12% от общего объема продаж, а у Panasonic - порядка 6% (Таблицы 1-2).

ТАБЛИЦА 1. Продажи сплит-систем всех типов на R-407C в 2003 г.

Марка

Завезено блоков

Внешних

Внутренних

 

Daikin

230

730

ME

120

120

Итого

350

850

ТАБЛИЦА 2. Продажи сплит-систем всех типов на R-410A в 2003 г.

Марка

Завезено блоков

Внешних

Внутренних

 

Daikin

3800

4700

Panasonic

3300

3500

Toshiba

300

300

Fujitsu General

80

80

MHI

60

60

ME

20

20

Итого

7560

8660

По оборудованию класса VRF на R-407C было поставлено менее 150 систем, то порядка 10% от общего объема продаж. В пересчете на внутренние блоки это составляет около 1,200 штук. В сумме получается не так уж и много. В 2003 году техника на HCF попала только в 2% помещений.

И это притом, что все ведущие поставщики готовы привезти кондиционеры как на R-22, так и на HCF хладагентах. Однако компании, занимающиеся розничной продажей оборудования пока не спешат менять свои привычки. Почему?

Сравним существующие хладагенты по нескольким принципиальным позициям.

ТАБЛИЦА 3

 

Хладагент

Свойства

R-22

R-407C

R-410A

Изотропность (возможность дозаправки кондиционера при утечке)

да

нет

да

Масло

минеральное

полиэфирное

полиэфирное

Давление при температуре
конденсации +43°С

16 атм.

18 атм.

26 атм.

Цена за килограмм USD

4,8

29,4

32 ,7

В отличие от традиционных хладагентов, R-407 C и R-410А являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134A (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй – исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента.

Эта смесь не является изотропной, а потому при любых утечках хладагента, его фракции улетучиваются неравномерно и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить; остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это и стало основным препятствием для распространения R-407C.

К тому же его "экологичность" на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в России или странах Азии с этим никто не станет связываться. Его просто стравят в ближайшей подворотне. И хотя для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных "парниковых газов".

Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты и предполагают использование синтетического полиэфирного масла. Что это означает на практике?

Полиэфирное масло обладает одним очень существенным недостатком – оно моментально поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении, транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной влаги, но и контакта с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами. Все это существенно усложняет монтаж. В частности для вакуумирования нужен двухступенчатый насос, способный обеспечить высокое разряжение и соответствующий манометр. При пайке трубопроводов они должны быть заполнены инертным или химически неактивным газом с низким содержанием влаги, например, азотом, а дозаправка хладагента может производиться исключительно в жидкой фазе.

К тому же само климатическое оборудование на R-410A при той же производительности получается существенно дороже. Причина в более высоком рабочем давлении. Так при температуре конденсации +43°С, у R -22 оно составляет около 16 атм., а у R-410A – порядка 26 атм. По этой причине все узлы и детали холодильного контура заправленного R-410A, включая компрессор, должны быть более прочными. Это увеличивает расход меди и делает всю систему более дорогой.

И, наконец, сами озонобезопасные хладагенты стоят в несколько раз дороже традиционных. Так за килограмм R-410A придется выложить практически в 7 раз больше, чем за кило привычного R-22. Немногим дешевле R-407C, на который активно переводится полупромышленная гамма оборудования. Здесь будет 6-кратная разница, а с учетом того, что при любой утечке его надо сливать, реальные расходы на фреон вырастут на порядок. Следует учесть и тот факт, что с ростом рабочего давления количество утечек неизбежно увеличится, поскольку прочность паяных соединений остается прежней.

Именно по этим причинам региональные компании не торопятся переходить на озонобезопасные хладагенты. При возможности выбирать, между R-410A и R-22 региональные компании в 90% случаев будут работать с кондиционерами на более привычном и более дешевом фреоне. Хотя бы потому, что не подготовились к переходу на R-410А ни морально, ни технически. Однако рано или поздно это придется сделать. Причин для этого сразу несколько.

Во-первых, практически все новые модели ведущих мировых производителей разрабатываются только на озонобезопасных фреонах. Это значит, что через 2-3 года между техникой на HCF и R-22 неизбежно возникнет ощутимый технологический разрыв, а продавать устаревшую технику всегда непросто.

Во-вторых, уже в 2004 году все европейские склады будут заполняться оборудованием на новых хладагентах. Поскольку R-22 будет завозиться только под страны СНГ и Турцию, в случае нехватки техники дистрибьюторы из этих государств будут вынуждены добирать оборудование на HCF, поскольку оперативно доставить товар откуда-нибудь из Китая нереально. Таким образом, перед дилерами встанет выбор: либо работать с R-410A, либо остаться без техники и без заказчиков. Причем с каждым годом российские дистрибьюторы будут по собственной инициативе снижать долю техники на R-22, так как в случае холодного лета и невозможности выполнить план, ее нельзя отдать на европейские стоки.

В-третьих, заводы, поставляющие на российский и украинский рынки полупромышленные кондиционеры Daikin , ME, Hitachi и Toshiba находятся в Европе. Потому по этим брендам уже в 2004 году значительная часть "пэкаджей" будет поставляться на R-410A и R-407C. Учитывая долю первых двух марок на российском рынке PAC, можно утверждать, что практически любая фирма, будет вынуждена иметь у себя необходимый для работы с HCF инструмент. При этом стоит учесть, что основные потребители "пэкаджей" - крупные корпоративные клиенты, наиболее интересные и платежеспособные заказчики.

В-четвертых, даже если компания не собирается продавать кондиционеры на новых хладагентах, рано или поздно она столкнется с необходимостью обслуживать оборудование на HCF, установленное коллегами у появившегося на горизонте перспективного заказчика. Потерять крупного клиента готового подписать договор на сервисное обслуживание по этой причине мало кто захочет.

Резюмировать все вышеприведенные соображения можно русской пословицей: "готовь сани летом, а телегу – зимой". Так или иначе, но готовиться к работе HCF хладагентами нужно сейчас, иначе уже в сезоне 2004 года можно столкнуться с некоторыми из вышеописанных проблем.

 


Поиск
Кондиционеры
Arvin
Daiko
Dekker
Hitachi
HPC
IDEA
LG
Midea
Mitsubishi H.I.
Mitsushito
Panasonic
Samsung
Меню сайта
Кривой Рог

GISMETEO: Погода по г.Кривой Рог
GISMETEO: Погода по г. Кривой Рог

Статистика
Форма входа
Copyright MyCorp ©2008 - 2024
Хостинг от uCoz