Новые
фреоны в Европе
С
2004 года Европа полностью переходит на новые озонобезопасные хладагенты.
Если быть более точным, то в наступающем сезоне, европейские продавцы смогут
реализовать остатки техники на R-22, завезенной в 2003 году, но не более
того. Причем продажа моделей "cool only" использующих
озоноразрушающие фреоны была прекращена годом ранее. Перешла на новые
хладагенты и Япония. Как это отразится на российском рынке кондиционеров?
В
2003 году продажи сплит-систем на новых озонобезопасных хладагентах не
превысили 5.000 штук, что составляет менее 2% от общего объема продаж. Хотя
по некоторым брендам, она выше. По Daikin доля
кондиционеров на R-407C и R-410А составляет около 12% от общего объема
продаж, а у Panasonic - порядка 6% (Таблицы 1-2).
ТАБЛИЦА
1. Продажи сплит-систем всех типов на R-407C в 2003 г.
Марка
|
Завезено блоков
|
Внешних
|
Внутренних
|
|
Daikin
|
230
|
730
|
ME
|
120
|
120
|
Итого
|
350
|
850
|
|
|
|
ТАБЛИЦА
2. Продажи сплит-систем всех типов на R-410A в 2003 г.
Марка
|
Завезено блоков
|
Внешних
|
Внутренних
|
|
Daikin
|
3800
|
4700
|
Panasonic
|
3300
|
3500
|
Toshiba
|
300
|
300
|
Fujitsu General
|
80
|
80
|
MHI
|
60
|
60
|
ME
|
20
|
20
|
Итого
|
7560
|
8660
|
|
|
|
По
оборудованию класса VRF на R-407C было поставлено менее 150 систем, то
порядка 10% от общего объема продаж. В пересчете на внутренние блоки это
составляет около 1,200 штук. В сумме получается не так уж и много. В 2003
году техника на HCF попала только в 2% помещений.
И
это притом, что все ведущие поставщики готовы привезти кондиционеры как на
R-22, так и на HCF хладагентах. Однако компании, занимающиеся розничной
продажей оборудования пока не спешат менять свои привычки. Почему?
Сравним
существующие хладагенты по нескольким принципиальным позициям.
ТАБЛИЦА
3
|
Хладагент
|
Свойства
|
R-22
|
R-407C
|
R-410A
|
Изотропность
(возможность дозаправки кондиционера при утечке)
|
да
|
нет
|
да
|
Масло
|
минеральное
|
полиэфирное
|
полиэфирное
|
Давление при
температуре
конденсации +43°С
|
16 атм.
|
18 атм.
|
26 атм.
|
Цена за килограмм USD
|
4,8
|
29,4
|
32 ,7
|
|
|
|
В
отличие от традиционных хладагентов, R-407 C и R-410А являются смесями
различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так в состав R-407C,
созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125
(25%) и R-134A (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных
свойств: первый способствует увеличению производительности, второй –
исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре
хладагента.
Эта
смесь не является изотропной, а потому при любых утечках хладагента, его
фракции улетучиваются неравномерно и оптимальный состав меняется. Таким
образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто
дозаправить; остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это
и стало основным препятствием для распространения R-407C.
К
тому же его "экологичность" на практике может привести к
дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров
фреон необходимо утилизировать, а в России или странах Азии с этим никто не
станет связываться. Его просто стравят в ближайшей подворотне. И хотя для
озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных
"парниковых газов".
Хладагент
марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно
изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а
потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен
некоторых недостатков. В отличие от R-22, который хорошо растворим в
обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты и предполагают использование
синтетического полиэфирного масла. Что это означает на практике?
Полиэфирное
масло обладает одним очень существенным недостатком – оно моментально
поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении,
транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной
влаги, но и контакта с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает
воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические
соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами. Все
это существенно усложняет монтаж. В частности для вакуумирования нужен
двухступенчатый насос, способный обеспечить высокое разряжение и
соответствующий манометр. При пайке трубопроводов они должны быть заполнены
инертным или химически неактивным газом с низким содержанием влаги, например,
азотом, а дозаправка хладагента может производиться исключительно в жидкой
фазе.
К
тому же само климатическое оборудование на R-410A при той же
производительности получается существенно дороже. Причина в более высоком
рабочем давлении. Так при температуре конденсации +43°С, у R -22 оно
составляет около 16 атм., а у R-410A – порядка 26 атм. По этой причине все
узлы и детали холодильного контура заправленного R-410A, включая компрессор,
должны быть более прочными. Это увеличивает расход меди и делает всю систему
более дорогой.
И,
наконец, сами озонобезопасные хладагенты стоят в несколько раз дороже
традиционных. Так за килограмм R-410A придется выложить практически в 7 раз
больше, чем за кило привычного R-22. Немногим дешевле R-407C, на который
активно переводится полупромышленная гамма оборудования. Здесь будет
6-кратная разница, а с учетом того, что при любой утечке его надо сливать,
реальные расходы на фреон вырастут на порядок. Следует учесть и тот факт, что
с ростом рабочего давления количество утечек неизбежно увеличится, поскольку
прочность паяных соединений остается прежней.
Именно
по этим причинам региональные компании не торопятся переходить на
озонобезопасные хладагенты. При возможности выбирать, между R-410A и R-22
региональные компании в 90% случаев будут работать с кондиционерами на более
привычном и более дешевом фреоне. Хотя бы потому, что не подготовились к
переходу на R-410А ни морально, ни технически. Однако рано или поздно это
придется сделать. Причин для этого сразу несколько.
Во-первых,
практически все новые модели ведущих мировых производителей разрабатываются
только на озонобезопасных фреонах. Это значит, что через 2-3 года между
техникой на HCF и R-22 неизбежно возникнет ощутимый технологический разрыв, а
продавать устаревшую технику всегда непросто.
Во-вторых,
уже в 2004 году все европейские склады будут заполняться оборудованием на
новых хладагентах. Поскольку R-22 будет завозиться только под страны СНГ и
Турцию, в случае нехватки техники дистрибьюторы из этих государств будут
вынуждены добирать оборудование на HCF, поскольку оперативно доставить товар
откуда-нибудь из Китая нереально. Таким образом, перед дилерами встанет
выбор: либо работать с R-410A, либо остаться без техники и без заказчиков.
Причем с каждым годом российские дистрибьюторы будут по собственной
инициативе снижать долю техники на R-22, так как в случае холодного лета и
невозможности выполнить план, ее нельзя отдать на европейские стоки.
В-третьих,
заводы, поставляющие на российский и украинский рынки полупромышленные
кондиционеры Daikin , ME, Hitachi и
Toshiba находятся в Европе. Потому по этим брендам уже в 2004 году
значительная часть "пэкаджей" будет поставляться на R-410A и
R-407C. Учитывая долю первых двух марок на российском рынке PAC, можно
утверждать, что практически любая фирма, будет вынуждена иметь у себя
необходимый для работы с HCF инструмент. При этом стоит учесть, что основные
потребители "пэкаджей" - крупные корпоративные клиенты, наиболее
интересные и платежеспособные заказчики.
В-четвертых,
даже если компания не собирается продавать кондиционеры на новых хладагентах,
рано или поздно она столкнется с необходимостью обслуживать оборудование на
HCF, установленное коллегами у появившегося на горизонте перспективного
заказчика. Потерять крупного клиента готового подписать договор на сервисное
обслуживание по этой причине мало кто захочет.
Резюмировать
все вышеприведенные соображения можно русской пословицей: "готовь сани
летом, а телегу – зимой". Так или иначе, но готовиться к работе HCF
хладагентами нужно сейчас, иначе уже в сезоне 2004 года можно столкнуться с
некоторыми из вышеописанных проблем.
|